Таланти Сєвєродонецька. Ляльковий світ.

У Сєвєродонецькому міському Центрі дитячої та юнацької творчості працює цікава і захоплююча виставка «Ляльковий світ». На виставці представлено понад 500 різних ляльок мотанок, зроблених в народній традиції і в оригінальній авторській техніці. У кожної ляльки є своя історія створення і своє значення. Місцева майстриня Алина Тимощенко, яка займається цією справою близько десяти років, знає не тільки історію кожної ляльки, а може розповісти про людину, яка цю ляльку виготовила. Аліна знайомить з виставкою, яку сміливо можна назвати Музеєм ляльок.

Выставка «Кукольный мир» в Центре детского и юношеского творчества постоянно работает с 2011года . На выставке представлены реконструкции кукол народов мира (Африка, Индия, Турция, Иран, Россия, Афганистан, древний Египет, Перу, Япония и др.), аутентичных украинских народных кукол, собранных Александром Найденом. Авторская коллекция кукол навеяна идеей славянского мироощущения: это единство природы и человека, отношение к любому объекту природы как к живому существу. 

В создании образов использовались традиционные народные техники изготовления народных кукол и авторские приёмы. Куклы выполнены из натуральных современных тканей, а также тканей, изготовленных в 60-80-х годах XX столетия. Через технику многослойности тканей в одежде кукол показывается, что мировосприятие древних славян было живым, динамичным и многомерным, как и сама Природа.

Сейчас идет много споров между этнографами и исследователями народной куклы о назначении куклы в жизни человека. Кто-то считает, что кукла создавалась лишь для игры и забавы. Другие предполагают, что изначально кукле предписывались защитные свойства. Большинство исследователей придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. В древности между созданием предметов религиозного культа и созданием игрушки не было разницы, а мир детей мало отличался от мира родителей в том смысле, что ребенок рано вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к ее ценностям. Мастеря кукол, дети учились шить, вышивать, прясть и даже готовить. Подбирая лоскуток к лоскутку, развивалось чувство вкуса, постигалось искусство красиво одеваться. Через куклу передавалось знание об устройстве мироздания, как общаться с окружающим миром, как понять себя и свой жизненный путь, как правильно строить отношения в семье, со старшими, равными и младшими.

В куклы играли не только девочки, но и мальчики. Современные исследования подтвердили народную мудрость: мальчики, которые хоть немного играют в детстве в куклы, вырастают более ответственными, чуткими, добрыми, лучше справляются с отцовскими обязанностями.

У меня с тряпичной куклой сложились свои особые отношения. Для меня кукла - это внешнее отражение нашего внутреннего мира, при условии, что мы ее сделали сами. Когда мы делаем куклу, то это сродни медитации: надо обращать внимание на те части тела, с которыми возникают затруднения. Условно тело куклы можно разделить на четыре части:
1. Голова – это умение контролировать наши чувства, мысли, эмоции, желание обучаться (это качества мудреца). Если нам сложно связать голову или она получается непропорционально по отношению к туловищу, то это связано с качествами мудреца, а именно у нас проблемы с равновесием ума, контролем чувств, нежеланием получать знания или же отдавать их.

2. Руки – это наши действия во внешнем мире, умение принимать решения, брать на себя ответственность, защищать (это качества правителя, воина). Если у нас не вяжутся руки, то у нас затруднения в принятии решений, "опускаются" руки, когда что-то не получается, беззащитность.

3. Грудь, талия – это наши отношения (качества купца). На самом деле основное качество купца - это щедрость. Он зарабатывает деньги, не только для себя, а и чтобы помогать другим. Если грудь у куклы получается слишком маленькой, то значит, нам не хватает щедрости, но не только в материальном отношении, а так же и в душе - мы скупы на любовь, внимание и дружеское участие. 

4. Ноги (у женской фигурки - это или край подола или сама юбка) - это качества мастера, точнее смирение, чистота, отсутствие зависти, желание что-то делать для других.

Если кратко подытожить, то получается, что наши мысли (голова) направляют нас совершать определённые действия (руки), в результате наших действий у нас складываются те или иные отношения (грудь) с окружающим миром. И нам надо принять и понять (ноги), что если нам что-то не нравится в сложившихся отношениях, то причина в наших мыслях. Поменяем мысли – изменятся отношения.

Желаю всем добрых и светлых мыслей!

Вячеслав Непран с Алиной Тимощенко.
149